Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте (5-6 лет)

Развитие ребенка в 5-6 лет должно быть направлено на подготовку его к школе. Насыщенная деятельность и организованное обучение приводят к интенсивному развитию речи, он становится подвижным, любознательным, активно пополняет свою базу знаний. И если в 4 года большой упор делается на физическое развитие и получение новых умений и навыков, то в шестилетнем возрасте делается упор на умственное и интеллектуальное развитие. Важным аспектом подготовки к школе является также подготовка необходимых документов и прохождение очередного этапа вакцинации.

Развитие
Ребенок должен почаще бывать на природе.​​​​​​

Физиологические изменения ребенка в 5-6 лет

В этот период жизни дети быстро растут, могут вытянуться за год на 5-7 см. В месяц они прибавляют до 200 г и до 0,5 см. Разные части тела развиваются неравномерно. У обоих полов активно растут конечности, плечи, но у девочек грудная клетка увеличивается быстрее.

К 6 годам в костях черепа еще сохраняются хрящевые зоны и мозг увеличивается. В этом возрасте он достигает 90% от размеров мозга взрослого человека. Носовая перегородка не полностью окостенела, потому эта часть тела остается уязвимой.

Мышцы в области связок и сухожилий еще слабые, поэтому позвоночник чувствителен к деформациям. Надо следить за нагрузками, осанкой и весом ребенка. Крупные мышцы развиты хорошо, поэтому легко даются многие виды спорта.

Дыхательная система еще не полностью сформирована, организм быстро реагирует на нарушение температурного и влажностного режима в помещении, что часто приводит к развитию респираторных заболеваний.

Знания, которыми обладают дети в этом возрасте

В этом возрасте дети должны обладать рядом физических умений, а также знаний о себе, окружающем мире. Важны и те и другие, поэтому не надо перегружать дошкольника занятиями, забывая о прогулках, играх на свежем воздухе.

Если говорить о физических навыках, то в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать;
  • приседать;
  • прыгать на одной и обеих ногах;
  • уметь во время движения оббегать препятствия, перепрыгивать ямки, не снижая при этом темпа;
  • ходить на носках и пятках;
  • кувыркаться;
  • висеть, держась одной и обеими руками за перекладину.

Он должен иметь некоторое представление о себе и мире:

  • называть свое имя, фамилию и домашний адрес;
  • ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево;
  • помнить номера экстренных служб, уметь им позвонить;
  • считать минимум до 10-20;
  • знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • ориентироваться во времени;
  • понимать и узнавать времена года;
  • знать названия предметов быта, домашних животных;
  • уметь находить отличия в предметах, выделять из предложенного ряда лишние.

Развитие личности малыша

Это период жизни, когда закладываются основные характеристики личности, нравственные ориентиры. Дошкольник учится, как вести себя в обществе, ему интересны взаимоотношения между людьми. Во время игры он воспроизводит разные жизненные ситуации.

Формирование новой личности приводит к тому, что дети начинают спорить с родителями, у них появляется своя точка зрения. Надо выслушивать их, а затем объяснять, как правильно поступить.

Слушать
Родители должны уметь слушать и слышать ребенка.

Общение в старшем дошкольном возрасте

В этот период особенно важно общение со сверстниками, более старшими детьми, взрослыми.

Дошкольники учатся, как правильно себя вести, получают новые знания, информацию.

Надо рассказывать ребенку о терпимости, дружелюбии, учить прощать ошибки, вести диалог. Все это поможет ему быстро осваиваться в коллективе, находить новых друзей.

Развитие психических процессов

5-6 лет — это возраст, когда на психику сильно влияет имеющееся окружение. Дети начинают критично к себе относиться, они оценивают свою внешность, умственные, физические показатели, соизмеряя со сверстниками. Нельзя сравнивать ребенка с другими людьми, объясните ему, что каждый человек индивидуален и прекрасен.

Восприятие, внимание, память

Если раньше запоминание происходило произвольно, то сейчас это сознательный процесс. Для улучшения памяти потребуется учить стихи, находить различия в предметах и картинках, развивать мелкую моторику. Надо много беседовать с детьми, просить, чтобы они описывали происшедшие ранее события, вспоминали как можно больше деталей.

Мышление

Для развития мышления необходимо постепенно нагружать мозг дошкольника. Его учат считать до 10-20, а десятками до 100, повторять на бумаге несложные рисунки. Он должен уметь проводить простые вычисления в пределах 1-2 единиц.

Вместе с родителями он учится описывать предметы, сортировать их по разным признакам. Используя специальные сборники с задачами, получается быстро в игровой форме развивать мышление у детей этого возраста.

Мышление
Ребенок должен уметь решать простейшие примеры.

Воображение

Изучение окружающего мира происходит через фантазию, воображение ребенка. Он часто придумывает собственную реальность и многих родителей это пугает. Они считают, что сын или дочка начинают обманывать. Это не так, все происходит без злого умысла, просто дети еще не научились правильно применять фантазию.

Не надо заострять на этом внимания, с возрастом вымышленные персонажи пропадают, ребенок понимает разницу между придуманным и настоящим миром.

Родители должны уметь отличать фантазию от сознательной лжи. Если дошкольник специально обманывает, чтобы что-то скрыть, ему ненавязчиво объясняют, что делать так нельзя.

Воображение
Развиваем воображение и выражаем его в творчестве.

Речь

В 5-6 лет ребенок уже говорит простыми предложениями, его речь чистая, постоянно пополняется новыми словами. Если есть сложности с некоторыми звуками, обязательно надо обращаться к логопеду.

Ребенок должен уметь описывать картинки, пересказывать события, говорить как громко, так и шепотом. В этом возрасте происходит активное словотворчество. Неизвестным предметам дети дают свои названия исходя из имеющегося у них словарного запаса.

Гигиенические умения

Ребенок уже умеет сам чистить зубы, умываться, мыть руки. Он знает основные правила поведения за столом. Умеет пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, самостоятельно одеваться/раздеваться, следить за опрятностью.

За столом
Ребенок в 6 лет может правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами.

Помощь в развитии: действия родителей

Умение родителей совмещать интеллектуальные занятия с физическими упражнениями и прогулками на улице, поможет дошкольнику лучше усваивать информацию.

Развивающие занятия и упражнения

В 5-6 лет ребенок активно накапливает, обрабатывает полученную информацию, поэтому родители должны постоянно заниматься его развитием. Он любознателен, и это максимально используется при обучении.

Много читайте детям, для этого подходит литература, соответствующая их возрасту. Изучайте цифры, буквы, читайте по слогам. Занимайтесь рисованием, лепкой, вырезанием, это помогает развивать образное мышление и мелкую моторику.

Стимулируйте развитие речи, просите, чтобы дети самостоятельно составляли небольшие рассказы. Играйте со звуками, изучайте природу, простые физические явления (дождь, снег, эхо и т.д.).

Нельзя перегружать дошкольника, обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ему было легко и весело. Используйте разные картинки, мультфильмы, книги. Продолжительность занятий — не более 30 минут. Если ребенок хочет еще, все равно сделайте перерыв и только потом возобновите обучение.

Рекомендуемые игры

Игры направлены на всестороннее развитие, в т. ч. мышления, памяти, моторики и т.д.

В этом возрасте рекомендуются следующие игры:

  • конструкторы, состоящие из мелких деталей;
  • раскраски, аппликации и т.д.;
  • куклы, машины, дома и другие ролевые формы;
  • подвижные игры, позволяющие развивать ориентацию в пространстве, крупную моторику и координацию движений.

Дети в возрасте 5-6 лет возле компьютера могут проводить не более 10-15 минут в день.

Книги

Читать книги ребенку старшего дошкольного возраста надо обязательно. Кроме этого, необходимо вместе с ним изучать изображения персонажей, обсуждать описанные ситуации и поведение героев. Можно вместе придумывать свои варианты окончания сказки или истории.

Книги
Читаем и пересказываем книги с ребенком.

Главные задачи в воспитании ребенка

Воспитывать ребенка нелегко, в этом процессе задача родителей — развитие в детях самостоятельности, умения оценивать свои действия и все, что происходит вокруг.

Воспитание самостоятельности

Хотя у дошкольника еще мало собственного жизненного опыта, в этом возрасте его учат критично воспринимать окружающую обстановку, проявлять самостоятельность в своих поступках. Этому способствуют доверительные отношения между детьми и родителями.

Ребенок должен воспринимать маму и папу как старших товарищей, которые в любое время ответят на интересующие вопросы, окажут поддержку. Только в таком случае он не будет бояться делать ошибки, научится самостоятельности. Родители должны развивать навыки детей и постоянно их поддерживать.

Работа с самооценкой

Дошкольник часто бывает в коллективе, поэтому его самооценка зависит не только от того, как его воспринимают родители, но и окружающие люди. Важно поддерживать ребенка, чтобы он верил в свои силы, был индивидуален, а не копировал других детей.

Поощряя девочек, больше уделяют внимания их человеческим факторам, а для мальчиков важнее оценка их действий и достижений. Не сравнивайте детей со сверстниками, если они что-то делают не так, не кричите, а просто укажите на ошибку.

Похвала
Хвалите и поддерживайте своего ребенка.

Режим и питание

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут питаться тем же, что и родители. Это возможно только в том случае, когда взрослые придерживаются правил здорового питания, тогда для ребенка отдельно не готовят. Есть он должен 4 раза в день в одно и то же время. Перекусы нежелательны, нельзя злоупотреблять жареной, копченой и острой пищей.

Скоро ребенок станет школьником, поэтому он должен привыкать к режиму:

  • вовремя просыпаться и ложиться спать;
  • проводить гигиенические процедуры;
  • заниматься и отдыхать в указанное время;
  • спать днем уже необязательно, но если ребенок после обеда любит вздремнуть, это нормально;
  • вечерние занятия должны быть спокойными, чтобы не перегружать нервную систему.

Особенности кризиса дошкольного возраста

Этот период жизни детей характеризуются следующими чертами:

  • утратой непосредственности, умением по-разному вести себя, в зависимости от окружения;
  • проявлением таких черт характера, как упрямство, своенравие, аргументированное отрицание;
  • подражанием взрослым и желанием совершать поступки, выходящие за рамки своей возрастной группы;
  • стремлением стать независимым и самостоятельным.

В этом возрасте дети стараются делать то, что приносит пользу. Позволяйте им самостоятельно заниматься за столом, как их более взрослые сверстники.

Если вы будете нормально воспринимать взросление ребенка, его стремление становиться самостоятельным и независимым, с уважением относиться к его решениям и желаниям, то сможете стать не просто его наставником, а лучшим другом и опорой.

Читайте далее:
Евгения Январская

Дипломированный специалист по раннему развитию детей, высшее образование по специальности "Учитель начальных классов", заботливая мама троих детей. Я буду рада помочь вам в развитии Вашего ребенка на всем жизненном пути: от его нахождения в животике до половозрелого состояния!

Оцените автора
Всё о развитии малыша
Оставить комментарий:


Adblock
detector