Развитие ребенка в 9 месяцев

Девять месяцев – очередная веха в развитии ребенка. В этом возрасте у него отмечаются кардинальные изменения в поведении и мышлении. Он отличается подвижностью, любопытством, эмоциональностью. Психологически готовится к разговорной речи и прямохождению. Активно исследует и познает мир.

Ребенок в 9 месяцев уже не так беспомощен, как раньше. Он способен легко менять свое местоположение в пространстве. Выражает личное отношение к происходящему эмоциями. Приобретает пищевые предпочтения.

Развитие ребенка в 9 месяцев
Ребенок в 9 месяцев отличается любопытством и подвижностью.

Родителям становится легче занять время ребенка. Его можно заинтересовать развивающими игрушками или даже бытовыми предметами. Грудничок способен находить себе интересные занятия самостоятельно, которые могут быть небезопасны, поэтому он по-прежнему, должен находиться под постоянным присмотром взрослых.

Чтобы ребенок продолжал радовать появлением новых навыков, родителям нужно знать показатели развития детей в этом возрасте.
Содержание
  1. Физиологические процессы и изменения в 9 месяцев
  2. Отличие развития мальчиков и девочек
  3. Физическое развитие
  4. Нормы веса и роста для мальчиков и девочек
  5. Окружность головы и груди
  6. Слух
  7. Зрение
  8. Рефлексы и моторика
  9. Ребенок должен начинать ползать
  10. Готовимся самостоятельно сидеть
  11. Психическое развитие ребенка
  12. Психоэмоциональное развитие
  13. Речь
  14. Какими навыками должен обладать ребенок
  15. Питание ребенка в 9 месяцев
  16. Режим при ГВ
  17. Режим при ИВ
  18. Прикорм
  19. Режим дня – сон и бодрствование
  20. Каждодневный уход и гигиена ребенка в 9 месяцев
  21. Частые проблемы у детей 9 месяцев
  22. Тесты на развитие
  23. Таблица средних показателей ребенка девяти месяцев
  24. Лучшие занятия для развития ребенка
  25. Какие игрушки рекомендованы
  26. Советы от доктора Комаровского
  27. Что должно насторожить и обеспокоить родителя
  28. Осмотр врача и вакцинация
  29. Что делать, если вес ребенка слишком велик или слишком мал
  30. Особенности ребенка 9 месяцев, при прорезывании зубов
  31. Видео по развитию ребенка в 9 месяцев

Физиологические процессы и изменения в 9 месяцев

Хотя рост и вес в этом возрасте замедляется, тело продолжает совершенствоваться:

  1. Организм грудничка подготавливается к прямохождению. Укрепляется двигательный аппарат, улучшается нервно-мышечная координация. Появляется способность самостоятельно сидеть.
  2. Появляются резцы. Первыми прорезываются верхние, а потом – нижние. Дискомфорт при появлении зубов заставляет ребенка чесать десна подручными предметами. Родители должны внимательно следить за тем, что попадает в рот.
  3. Органы чувств достаточно хорошо развиты, но продолжают совершенствоваться. Улучшается слух, ребенок теперь не просто слышит звуки, но и соотносит их с ситуациями. Например, услышав мяуканье кота, быстро ползет к «пушистому» другу.
  4. Расширяется спектр эмоций – грудничок своим видом, мимикой, жестами способен показать радость, заинтересованность, восхищение, обиду, восторг и др.

Отличие развития мальчиков и девочек

Развитие младенцев обоих полов в этом возрасте происходит практически одинаково. Но если понаблюдать за разнополыми детьми в процессе игр, можно заметить отличия в поведении, восприятии, мышлении.

Девочки
Девочки предпочитают общение со взрослыми людьми.

Девочки более эмоциональны, поэтому предпочитают игрушкам, общение со взрослыми людьми. Их привлекают звуки и голоса, они лучше понимают обращенную речь. Поэтому и сами начинают говорить быстрее. У них хорошо развито периферическое зрение, они обращают больше внимания на детали.

Сильный пол больше привлекает изучение окружающего мира, чем общение с людьми. Поэтому их основным занятием становятся активные игры и рассматривание предметов. Голосам их не слишком интересуют, поэтому разговорная речь формируется позже, чем у девочек. Зато мальчикам нравятся шумовые эффекты.

Дети мужского пола проявляют начальные наклонности к классификации и логическому мышлению.

Физическое развитие

Дети 9 месяцев становятся более мобильными и меньше набирают массу, чем раньше. За 9 месяц грудничок поправится на 300-500 г и вырастет на 1-2 см. К 10 месяцам вес составит от 8,5 до 9,5 кг, а рост от 69,5 до 72,5 см. Нижняя граница показателей соответствует для девочек, верхняя – для мальчиков.

Родители должны понимать, что дети развиваются по личному генетическому плану, но для установления скорости развития младенца, врачи полагаются на усредненные цифры физических данных.

Нормы веса и роста для мальчиков и девочек

В росто-весовых параметрах мужского и женского пола к этому возрасту видны существенные изменения. Девочки прибавляют в весе и росте медленнее. Усредненные показатели детей мужского пола больше женского на 8-9%.

Нормы веса и роста
В возрасте 9 месяцев видны существенные изменения в весе.

Рост мальчиков составляет 67,6-76,7 см, девочек – 65,3-75,1 см. Вес соответственно 7,2-11,2 кг, 6,4-10,6 кг.

Окружность головы и груди

Объем груди у представителей сильного пола на 1,1-1,6 см, а обхват головы – на 0,3-0,5 см больше, чем у слабого пола. ОГ мальчиков составляет 42,6-47,6 см, девочек – 41,3-46,6 см. ОГК соответственно 44,5-50,8см, 44,5-49,3 см.

Для расчета норм физических параметров грудничка можно воспользоваться специальным калькулятором.

Слух

У ребенка 9 месяцев слуховое восприятие уже хорошо развито и продолжает совершенствоваться. Он теперь не просто слышит звуки, но и относит их с событиями. Улучшается слуховая память. Изменения подтверждаются навыками, характерными для детей этого возраста:

  • оборачивается, когда слышит свое имя;
  • выполняет словесные требования: «дай игрушку», «обними бабушку» и т.п.;
  • радуется знакомым песенным мелодиям;
  • прислушивается к тихим звукам;
  • ритмично пританцовывает под музыку.
Слух
Слух ребенка продолжает совершенствоваться.

Зрение

Ребенок в 9 месяцев имеет следующие визуальные навыки:

  • устанавливает визуальный контакт;
  • зрительно отделяет «своих» от «чужих»;
  • наблюдает за падением предметов;
  • узнает собственное отражение;
  • внимателен к происходящему вокруг;
  • наблюдает за мимикой и жестами собеседника;
  • отвечает на улыбку;
  • понимает, когда окружающие сердятся.

Рефлексы и моторика

Дети неодинаковы: у одних развитие опережает сверстников, у других немного запаздывает. Но все груднички этого возраста должны обладать следующими моторными навыками:

  1. Активно ползать.
  2. Принимать и удерживать сидячее положение продолжительное время.
  3. Подниматься с помощью опоры и передвигаться приставными шагами, держась за нее. А при выходе из вертикального положения падать.
  4. Удерживаться в вертикальном положении без опоры 2-3 секунды и пробовать самостоятельно идти.
  5. Мять и отрывать кусочки бумаги.
  6. Манипулировать двумя предметами одновременно: бить ими друг об друга, соединять.
  7. Аплодировать.
  8. Осуществлять щипковый захват мелких предметов.
  9. Дифференцировать движения руками: толкать машинку, откручивать крышку, стучать пальцами по клавишам и т.п.
  10. Пробовать забираться на возвышенности.
  11. Листать книжки с плотными страницами.
  12. Брать стакан и пробовать пить из него.
  13. Совершать движения под музыку.
Активно ползать
Дети в 9 месяцев активно ползают и передвигаются.

Ребенок должен начинать ползать

Моторные умения у детей появляются в интервале 12 недель от установленного срока. То есть, у одних на 6 недель раньше, у других на столько же позже. Однако, если грудничок 9 месяцев не может ползать, родители должны помочь ему приобрести этот навык.

Для усвоения положения «на четвереньках» можно подкладывать валик или небольшую подушку под живот грудничка, когда тот лежит.

Побуждать к ползанию и закладывать правильную механику движений можно с помощью ежедневной гимнастики, постоянного выкладывания на живот с поочередным подталкиванием под пяточки. Так формируется перекрестное ползание.

Готовимся самостоятельно сидеть

Большинство детей, к 9-месячному возрасту, умеют сидеть самостоятельно. Позвоночник к этому времени уже приобрел физиологические изгибы: лордозы и кифозы. Мышцы спины достаточно окрепли. Это позволяет удерживать вертикальную позицию.

Отсутствие желания сидеть может быть обусловлено физическими или психологическими особенностями: грудничок крупный, флегматичный, малоподвижный. В этом случае родителям стоит подождать до конца 9 месяца, возможно ребенок сядет сам. Если такие причины отсутствуют, нужно стимулировать самостоятельное сидение.

самостоятельно сидеть
Большинство детей в 9 месяцев умеют сидеть.

С целью подготовки ребенка к сидению можно приподнимать его за руки до сидячего положения, усаживать, полусидя к себе на колени, подпирать спинку в коляске подушкой. При этом нужно следить, чтобы спина была прямая, ноги разведены в стороны. Проводить время сидя не рекомендуется в 9 месяцев больше 60 минут в день.

Перед тем как ребенок станет садиться самостоятельно, он должен научиться переворачиваться и подтягиваться с помощью рук. После этого грудничок осваивает «боковое присаживание»: из положения лежа на боку опирается на предплечье и присаживается. И только потом сможет принимать сидячее положение со спины, напрягая мышцы пресса.

Причиной отсутствия умения сидеть может быть мышечный гипотонус. Решить проблему могут курсы массажа, лечебной физкультуры и занятия в бассейне.

Психическое развитие ребенка

Физиологичное психическое развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему:

  • самостоятельно выбирать нужную вещь;
  • находить и показывать знакомые предметы;
  • играть в «сороку», «ладушки» и прятки;
  • собирать пирамидку, строить башню из кубиков;
  • кидать предметы и наблюдать за их движением;
  • собирать игрушки в емкость;
  • интересоваться мелким деталям;
  • извлекать звуки из музыкальных игрушек;
  • громко эмоционально подражать звукам взрослых;
  • находить спрятанную в его присутствии игрушку;
  • лепетать слогами или короткими словами;
  • удерживать кружку двумя руками и пить из нее;
  • пробовать есть ложкой;
  • пытаться самостоятельно одеваться;
  • брать еду двумя пальцами,
  • понимать слова «да», «нет»,«нельзя», «дай», «иди сюда».
собирать игрушки в емкость
Психическое развитие ребенка позволяет собирать игрушки в емкость.

Психоэмоциональное развитие

В 9 месяцев эмоциональный фон грудничка становится спокойнее. Он может несколько минут играть самостоятельно. Появляются любимые занятия, позволяющие говорить о темпераменте ребенка. Младенец может находиться в постоянном движении, разбрасывать игрушки, опустошать полки. А может спокойно «читать» книжки и строить башенки.

В 9 месяцев родители могут впервые увидеть различия в мировосприятии мальчиков и девочек:

  1. Представительницы женского пола эмоциональнее. У них более тесная связь с родителями. Они не любят находиться в одиночестве, но уж если и играют самостоятельно, то их игры более «осмысленные». Девочки любят складывать предметы, рассматривать картинки, одевать и раздевать кукол.
  2. Мальчики предпочитают познавать мир, перемещаясь по всему дому, опустошать тумбочки, залезать на возвышенности и бросать оттуда предметы, наблюдая за их падением. Мамы ребят не сидят спокойно во время их бодрствования, им нужно водить сыновей за ручки или подмышки.
  3. Девочки часто проявляют ласку: льнут ко взрослым, гладят, целуют. Мальчики же могут толкнуть, ущипнуть, укусить, так устроена их психика. Родителям нужно пресекать подобные действия, объясняя, что это не хорошо.
  4. Развитие ребенка любого пола позволяет ему узнавать настроение взрослых и поддаваться ему: веселиться или плакать вместе с близкими.
  5. Дети эмоционально высказывают свое отношение к событиям: бурно радуются приходу старшего брата или сестры, и отчаянно плачут, если не хотят переодеваться или спать.
  6. Могут лепетать с разной интонацией.
  7. Оживляются, слыша собственное имя, поворачиваются к зовущему, радуются, улыбаются.
  8. Помогают взрослым во время одевания, просовывают голову в горловину, руки в рукава. Сами снимают носки, штаны и чепчик.
  9. Подражают взрослым и детям.
  10. Манипулируют родственниками, устраивая истерики.
  11. Самые яркие чувства проявляют по отношению к родителям – выражают недовольство при проведении гигиенических процедур, расстраиваются, если мама вышла из комнаты, радуются ее возвращению.
  12. Настороженно относятся к незнакомцам, не позволяют им трогать себя.
  13. Приобретают любимцев среди игрушек.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок оживляется, слыша собственное имя.

Речь

Основным речевым навыком грудничка 9 месяцев считается лепет, которым он пользуется как в общении с окружающими, так и в одиночестве. Речь младенца эмоциональная, громкая. Он старается подражать разговору близких, повторяя за ними слоги, короткие слова, воспроизводит интонацию.

Лепечет ребенок даже во сне, повторяя различные слоги и их комбинации.

Стимулируют речевое развитие воспроизведение стишков и потешек, комментарии происходящего вокруг, пение песенок. Показывание предметов называемых взрослыми расширяет пассивный словарный запас.

Какими навыками должен обладать ребенок

Подведем итог, что же должен уметь 9-месячный грудничок:

  1. Двигательная активность. Ребенок передвигается в разных направлениях ползанием на четвереньках (иногда по пластунски). Становится на ноги, пользуясь опорой, передвигается вдоль нее приставными шагами. Может садиться из положения лежа (иногда стоя) и сидеть 15-20 минут. Пытается делать первые самостоятельные шаги, танцевать, топать ножками.
  2. Моторика. Повторяет за взрослыми движения руками. Отталкивает не понравившийся предмет, перекладывает игрушки с места на место, прячет их, вырывает у других детей. Рвет и мнет бумагу и пластилин, бросает игрушки, берет и удерживает предметы щипковым захватом.
  3. Коммуникация. Откликается на собственное имя, ищет мать, оглядываясь по сторонам, ползет сам к тому, с кем хочет общаться,выполняет просьбы — «сядь», «дай», «возьми». С удовольствием идет на контакт со знакомыми детьми и взрослыми. Различает настроение близких по мимике. Узнает себя в зеркале.
  4. Речь. Лепечет громко и выразительно. Старается повторять слоги и короткие слова за взрослыми.
Двигательная активность
9-месячный грудничок должен становится на ноги, пользуясь опорой.

Питание ребенка в 9 месяцев

К девятимесячному возрасту необходимо скорректировать питание ребенка. Пищеварительная система его уже достаточно окрепла, повысилась ферментативная активность, появились первые зубы, увеличилась вместимость желудка. Эти факторы позволяют увеличить порции и расширить рацион.

К 9 месяцам грудничок уже попробовал основные группы продуктов, и родителям нужно разнообразить его меню за счет новых комбинаций блюд. Это расширит гамму вкусовых ощущений младенца и обеспечит поступление необходимых веществ. Продукты, присутствующие в рационе ребенка 9 месяцев.

продукт количество
молоко, молочные продукты 150-200 мл
протертое мясо 50 г
отварная рыба 50 г
измельченные овощи 180 г
фрукты 80-100 мл
яичный желток 1/2 часть
творог и йогурт 40 г
Сливочное и подсолнечное масло 5 г
пшеничный хлеб или печенье 5 г

Стандартный режим питания в 9 месяцев состоит из 5-6 приемов пищи с перерывами в 3,5−4 часа. Каждая трапеза должна быть примерно в одно и то же время. Ребенка не стоит торопить и уж тем более заставлять есть когда тот не хочет.

9 месяцев
Ребенка в 9 месяцев нужно кормить 5-6 раз в день.

Суточный объем пищи, необходимый ребенку 9 месяцев находят, разделив массу его тела на 9. В среднем он составляет 1000-1200 мл (200-240 мл на один прием).

Такой режим питания обеспечит должное поступление веществ, необходимых для поддержания активной деятельности днем и полноценного сна ночью.

Режим при ГВ

Грудное вскармливание все еще важно для полноценного роста и развития младенца. Мамино молоко повышает иммунитет, стимулирует развитие нервных клеток, помогает перевариванию пищи и обеспечивает психологический и физический контакт грудничка с матерью.

По возможности, грудное вскармливание в 9 месяцев нужно продолжать. Молоко должно составлять ¼ часть от суточного рациона ребенка.

Но одним молоком матери в 9 месяцев уже не обойтись. В этом возрасте желательно из 5 приемов пищи 2 оставить на грудное молоко (сразу после пробуждения и перед сном). А в остальные 3 приема предлагать ребенку «взрослую» еду.

Дети, имеющие сильную психологическую связь с матерью, прикладываются к груди чаще: перед дневным сном и после него. Это допустимо, но после основного приема пищи. Также можно предложить младенцу грудь ночью, если сон его неспокоен.

Режим при ГВ
Грудное вскармливание важно для развития малыша.

Примерное меню ребенка 9 месяцев на ГВ:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока
Перекус 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра
Обед 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока
Перекус 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье
Ужин 60-70 г отварного измельченного мяса, 60 г овощей или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока
Перекус 150-200 мл кефира либо грудного молока

Режим при ИВ

К 9 месяцам разница в прикорме грудничков и искусственников отсутствует. Рацион младенцев, находящихся на ИВ, отличается от меню детей на ГВ лишь будет аналогичным, с той лишь заменой грудного молока на адаптированную молочную смесь.

Режим при ИВ
При ИВ ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Детки-искусственники раньше грудничков знакомятся с такими продуктами как творог, кислое молоко, яичный желток и каши, поэтому их питание в 9 месяцев расширяют за счет новых комбинаций прикорма.

Примерное меню ребенка 9 месяцев ни ИВ:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г картофельного пюре, 50 г измельченных фруктов, 100-120 мл молочной смеси
Перекус 100 мл фруктового морса, 100 г детского йогурта, 1 детское печенье
Обед 60-90 отварная измельченная рыба,100 г овощного пюре, 50 г риса, 100-150 мл молочной смеси
Перекус 100 г измельченных фруктов или сыр, нарезанный небольшими кусочками
Ужин 60-70 г отварного измельченного мяса, 60 г овощной суп, кусочек хлеба, 100-150 мл смеси
Перекус 150-200 мл кефира или молочной смеси

Прикорм

Основная масса детей к 9 месяцам уже пробовала многие продукты основных групп, обязательных для прикорма (при отсутствии непереносимости):

  • овощи: кабачки, капуста, картошка, морковь, тыква, огурец, свекла;
  • каши: гречневая, рисовая, овсяная;
  • супы: овощные, на мясном бульоне;
  • фрукты: яблоко, груша, слива, персик, банан;
  • яйцо: желток;
  • масло: подсолнечное и сливочное;
  • мясо: кролик, говядина;
  • макароны.
Овощи
Детям в 9 месяцев нужно давать овощи, каши и супы.

Также разрешено попробовать дополнительные продукты:

  • творог;
  • кефир;
  • пшеничная каша;
  • фруктовый сок, компот;
  • мясо: курица (при отсутствии аллергии);
  • рыба нежирных сортов (давать маленькими порциями, внимательно наблюдать за реакцией – возможна аллергия!)
  • пшеничный хлеб, сухари, детское печенье.

Чтобы снизить риск отказа от новой еды, стоит соблюдать правила введения прикорма:

  1. Дают новое блюдо только если ребенок здоров.
  2. Прикорм дают в маленьком количестве (пол чайной ложечки или несколько капель).
  3. Предлагают новый продукт в первой половине дня, чтобы вовремя заметить нежелательные реакции в случае их возникновения.
  4. Если грудничок хорошо перенес прикорм, на следующий день количество увеличивают.
  5. Если появилась сыпь или другие нежелательные эффекты, то новый продукт на несколько недель исключается из рациона. Позднее его можно попробовать дать снова.

Режим дня – сон и бодрствование

Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – 13 часов. Ночной сон становится более крепким, почти без пробуждений, его продолжительность около 10 часов. Бодрствование ребенка днем прерывается на сон дважды по 2−2,5 часа.

Режим дня
Ребенок в 9 месяцев должен спать 13 часов.

Те дети, которые находятся на ГВ, просыпаются ночью и просят, чтобы их покормили. Однако, делают это не потому, что голодны, а из-за того, что нуждаются в психологической близости с матерью. Такое поведение будет наблюдаться до тех пор, пока женщина не отлучит ребенка от груди.

Гулять желательно не менее 2-х раз: до 12.00 и после 16.00. Можно совмещать прогулку с дневным сном в коляске, если позволяет погода.

Летом на на свежем воздухе нужно проводить больше времени. Это способствует образованию витамина D, закаливанию и знакомству с окружающим миром.

Периоды бодрствования ребенка желательно наполнить интересными, познавательными и развивающими занятиями, соответствующими временем суток и его желаниям. Утром можно предложить гимнастические упражнения и активные игры, а чтение и рассматривание картинок оставить на вечер.

Примерный режим дня 9-месячного ребенка:

7:00 Пробуждение. Первое кормление.
7:30 Гигиенические процедуры.
8:00 Период бодрствования.
9:00 Гимнастика.
11:00 Второе кормление.
12:00 Прогулка, частично совмещенная с дневным сном.
14:30 Третье кормление.
15:00 Период бодрствования с развивающими играми.
16:00 Прогулка, частично совмещенная с дневным сном.
18:30 Четвертое кормление.
19:00 Период бодрствования со спокойными играми.
21:30 Гигиенические процедуры.
22:00 Пятое кормление. Подготовка к ночному сну и укладывание.
Ночное время Грудное кормление по требованию младенца.

Каждодневный уход и гигиена ребенка в 9 месяцев

За девятимесячным младенцем уход основывается на тех же приемах, что и раньше, начиная с рождения:

  • гигиенические процедуры;
  • гимнастика;
  • закаливание;
  • массаж.
Гигиенические процедуры
Уход за младенцем включает гигиенические процедуры.

Ежедневными гигиеническими мероприятиями в 9 месяцев остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов и ушей, подстригание ногтей, причесывание.

Чистку зубов ребенку родители производят утром и вечером, пользуясь специальной резиновой щеточкой.

Процедура принятия ванны в этом возрасте уже налажена и нравится детям. Если грудничок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми игрушками и чашками для переливания жидкости.

Купание проводят ежедневно во второй половине дня. Ванну оборудуют специальным кругом или стульчиком, обеспечивающим устойчивое положение ребенка. Вода для купания должна быть около 45 градусов.

Купание детей обоего пола проходит в едином порядке, но с небольшими отличиями. Гигиена промежности мальчика включает в себя осторожное промывание с отодвиганием крайней плоти, тщательное обмывание половых органов и всех складочек.

Девочкам осторожными движениями обмывают наружные половые органы только в направлении спереди назад. Тщательно моют все складки промежности. Отверстие заднего прохода обмывают последним.

После тела моют голову. Вытирают все насухо. Смазывают складки увлажняющими средствами. Затем чистят наружный слуховой проход и носовые ходы.

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения, состоит из развивающих упражнений для каждой части тела и носит общеукрепляющий характер.

Зарядка
Зарядка ребенка проводится утром до завтрака.

Ребенка продолжают постепенно и систематически закаливать. Рекомендуется регулярное проветривание комнаты перед сном, солнечные и воздушные ванны, обтирания и купание. Приветствуется сон с открытой форточкой.

К закаливающим процедурам можно добавить обливание ног. Начиная с t воды +30°, понижают ее на 1° в день до +22°.

Позднее, когда грудничок привыкнет к прохладной воде, можно попробовать контрастные обливания, чередуя воду +36° и +20°.

Укрепление мышц массажем просто необходимо. Процедуры помогают совершенствовать навык ползания и готовят к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных правил:

  1. Первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении.
  2. Начинать процедуру нужно с легких поглаживаний ладонями всех частей тела.
  3. Руки и ноги массируются снизу вверх.
  4. Живот легкими движениями массируется по часовой стрелке.
  5. Позвоночник массажем затрагивать нельзя. Спинка массируется вдоль него, и по направлению к бокам.
  6. Особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики и укрепляет связки.
  7. Завершается массаж легкими похлопываниями.

Частые проблемы у детей 9 месяцев

Радость от новых умений ребенка может омрачаться частыми проблемами этого возраста:

  1. Страх перед незнакомцами является нормальной реакцией младенца девяти месяцев. Дети отворачиваются, плачут и тянутся к маме. Чтобы успокоить ребенка нужно взять его на руки и некоторое время контактировать с человеком у младенца на виду.
  2. Боль, лихорадка — частые спутники прорезывания зубов у грудничка. Для облегчения состояния родители используют прорезыватели, специальные гели и лекарственные препараты, рекомендованные педиатром.
  3. Неприятие прикорма. Многие дети предпочитают грудное молоко другим блюдам. Заставлять их пробовать неизвестный продукт против воли не стоит, но и не предлагать новую еду тоже нельзя. От нелюбимого продукта следует отказаться на несколько дней, после чего попробовать дать еду снова.
  4. Плач во время ухода матери. Такая реакция является нормальной для ребенка. Однако перед каждым отлучением мама должна рассказать, куда идет – несмотря на то, что грудничок может не понять ее, речь матери его успокоит.
Лихорадка
Лихорадка часто появляется при прорезывании зубов.

Тесты на развитие

Для каждого месяца первого года жизни есть диагностические приемы, проведение которых говорит о нормальном развитии ребенка. Девятимесячного младенца тестируют так:

  1. Берут два одинаковых предмета и показывают ребенку, как ими ударять друг о друга. Младенец начнет подражать действиям взрослого.
  2. Если попытаться отнять у девятимесячного грудничка любимую игрушку, он начнет активно препятствовать этому — крепко прижмет игрушку к себе или будет отталкивать руки взрослого, выражая недовольство.
  3. Ребенок должен уметь сидеть без поддержки родителей, пробовать самостоятельно вставать, ползти за игрушкой, удерживать стакан двумя руками, захватывать предметы большим и указательным пальцами.
  4. В позе на животе ребенок должен тянуться за интересующим его предметом и подползать к нему. В сидячем положении должен уметь поворачиваться и брать предмет сбоку или сзади.
  5. В речи девятимесячного грудничка должны присутствовать повторяющие слоги.
  6. Должен реагировать на свое имя, и отличать близких ему людей от чужих.

Если у младенца нет хотя бы одного из навыков, перечисленных выше, его следует показать врачу, который подтвердит или опровергнет задержку в развитии.

Таблица средних показателей ребенка девяти месяцев

Основные параметры физического развития детей 9 месяцев:

Показатель Среднее значение Мальчики Девочки
Вес 8200-8900 г 7100-11000 г 6500-10500 г
Рост 70,1-72 см 67,5-76,5 см 65,3-75 см
Окружность головы 43,8-45 см 42,5-47,5 см 41,2-46,5 см
Объем грудной клетки 46,6-47,2 см 44,4-50,8 см 44,5-49,3 см

Лучшие занятия для развития ребенка

Во время бодрствования грудничка родители должны обеспечить ему занятия, стимулирующие появление новых навыков:

  1. Развивайте речь. Чтобы ребенок накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Комментируйте происходящее; читайте книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки с повторяющимися словами. При рассматривании картинок, обсуждайте их, просите показать предметы, которые там изображены.
  2. Учите ребенка ползать. Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка этому движению. Ползание — важный шаг к последующему освоению хождения. Создавайте ногам ребенка попеременную опору – так он научится технике «перекрестного» ползания.
  3. Стимулируйте мелкую моторику. Предлагайте младенцу поиграть с мелкими предметами. Пусть перебирает их, перекладывает из одной емкости в другую. Можно переливать воду из одного сосуда в другой, рисовать пальцами, лепить пластилин, мять и рвать бумагу.
  4. Поощряйте двигательную активность. Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг. Не сажайте его надолго в манеж.
  5. Развивайте мыслительную деятельность в процессе игр. Разложите игрушки или картинки вверх ногами и дайте возможность ребенку понять, что не так.
  6. Играйте в «сороку» и «прятки», толкайте воздушный шар, складывайте матрешек, мастерите башни.
  7. Учите младенца раздеваться. Пусть пробует снимать носочки и шапку, расстегивать молнию, вытаскивать руки из рукавов.
  8. Укрепляйте мышцы с помощью гимнастики и массажа.
  9. Носите ребенка на руках. До того как грудничок начнет самостоятельно ходить, ношение является обязательным фактором правильности психоэмоционального развития. Кроме того, во время ношения грудничка его можно знакомить с окружающим миром, комментируя предметы, объекты, действия, встречающиеся на пути.
Развивайте речь
Во время бодрствования грудничка развивайте речь.

Какие игрушки рекомендованы

Дальнейшему развитию младенца помогут правильно подобранные игрушки. Что нужно иметь в детской комнате:

  1. Фигурки зверей. В процессе игр нужно говорить название животного и произносить звуки издаваемые им.
  2. Куклы. Их можно одевать и раздевать, класть в кроватку, умывать, при этом проговаривая все действия, ребенок запомнит их и начнет воспроизводить самостоятельно.
  3. Каталка. Младенец готовится к ходьбе. Игрушки на колесиках позволяют облокотиться на них и перемещаться в пространстве.
  4. Книжки-игрушки. Издания с элементами игр, требующие выполнения различных действий, развивают органы чувств, мышление и мелкую моторику.
  5. Музыкальные инструменты. Дети 9 месяцев хорошо чувствуют ритм. Могут танцевать под музыку. Нажимание на клавиши и кнопки помогает развивать моторику пальцев.
  6. Игрушки, состоящие из нескольких деталей: пирамидки, матрешки, кубики. Дети учатся соединять их в единое целое, развивают логическое мышление.

Советы от доктора Комаровского

По мнению Евгения Олеговича Комаровского, развитие грудничка в девять месяцев имеет множество индивидуальных различий. Но родители должны всячески стимулировать и поощрять получение новых знаний и умений с соблюдением принципов безопасности:

  1. Позволяйте ребенку 9 месяцев развивать самостоятельность. Пусть пробует умываться, есть, снимать и одевать одежду, выбирать игрушку или книжку. Младенец может ненадолго абстрагироваться от окружающих, увлекшись новым занятием.
  2. Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если он будет сидеть в специальном стуле, поддерживающем позвоночник.
  3. Позаботьтесь о максимальной безопасности. Уберите все опасные объекты, до которых он может добраться: острые, горячие предметы, бытовую химию, мелкие детали.
  4. Детям в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать ребенку тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
  5. В каждой комнате, в которой ребенок проводит время, выделите место для игрушек и книг, находящееся на доступной высоте. Игрушки стоит складывать в небольшие коробки, позволяя грудничку копаться в них в поисках самых любимых и интересных.
  6. Укрепляйте мышцы спины, бедер и плечевого пояса, развивайте координация движений при помощи массажа и гимнастики.
  7. Расширяйте пищевой рацион за счет введения прикорма по возрасту. Формируйте вкус, комбинируя разные продукты. С осторожностью включайте в рацион ребенка новый продукт, чтобы вовремя распознать аллергию. Приучайте к измельченной пище взамен гомогенной.
  8. Стимулируйте развитие речи. Больше разговаривайте, читайте, рассматривайте картинки, комментируйте ситуации.
  9. Развивайте эмоциональную сферу. Не заставляйте идти против собственной воли: носить нелюбимые вещи, есть продукты, вызывающие отвращение.
  10. Обеспечьте безопасность младенца. Держите его подальше от окон и подоконников, приборов, оборудования, швейных принадлежностей, инструментов, проводки и неустойчивой мебели.
Доктор Комаровский
Доктор Комаровский рекомендует всячески стимулировать получение новых знаний.

Что должно насторожить и обеспокоить родителя

Все дети индивидуальны, у кого-то развитие немного опережает, у кого-то отстает от сверстников. И это нормально. Однако, в поведении девятимесячного младенца могут насторожить следующие признаки, при наличии которых его следует показать врачу:

  1. Не повторяет слоги за другими людьми.
  2. Не пугается незнакомцев.
  3. Не реагирует, если отнять у него игрушку.
  4. Не может переворачиваться и сидеть.
  5. Не ползает.
  6. Не пробует держать кружку, раздеваться.
  7. Не играет с другими детьми, мало и неохотно двигается.
  8. Не интересуется игрушками, книжками, бытовыми предметами.

В этом случае состояние младенца нужно обсудить с педиатром и детским неврологом.

Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Осмотр врача и вакцинация

В девять месяцев педиатр смотрит, как ребенок двигается, контактирует с людьми, лепечет. Оценивает режим дня. В случае отсутствия каких-то диагностических навыков детский врач может назначить консультацию узких специалистов: невролога, ортопеда.

Осмотр врача
В девять месяцев ребенок проходит осмотр у врача.

В 9 месячном возрасте нет плановых прививок. По желанию родителей можно сделать первую прививку от менингита, состоящую из двух доз. Вторая вводится в год. Но делают ее только платно, т.к. в России нет сертифицированной вакцины от этого заболевания.

Что делать, если вес ребенка слишком велик или слишком мал

Вес грудничка — важный диагностический показатель физического развития. Он может снижается и повышается под воздействием разных причин даже в течение одного дня.

Контролирует привес педиатр на ежемесячных осмотрах до года. Для расчета нормы прибавки пользуются таблицей, специальным калькулятором или формулой:

вес = m+800n, где m – масса при рождении, а n – месяц жизни.

При сильном превышении нормы или отставании нужно найти и устранить причины происходящего.

Отставание в весе может быть при:

  • гипотрофии,
  • глистных инвазиях,
  • заболеваниях ЖКТ,
  • других аномалиях.
Отставание в весе
Отставание в весе может быть при заболеваниях ЖКТ.

Если недостаток веса не большой и ребенок чувствует себя хорошо, волноваться не стоит. А если он бледен, вял, апатичен, нужно срочно обратиться к доктору. Опасно и резкое снижение веса, которое может быть признаком заболеваний и требует диагностики.

Родителям малоежек, следует успокоиться и не пытаться насильно откормить ребенка до нормы. Таким подходом можно только навредить здоровью младенца.

Избыточный вес особенно вреден в начале хождения чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат. Это чревато развитием плоскостопия. Ожирение способствует возникновению хронических болезней и снижению иммунитета.

Причинами избыточной прибавки в весе могут быть:

  • перекармливание,
  • малоподвижность,
  • эндокринные нарушения.

Необходимо показать младенца педиатру, пройти обследование и разработать программу по плавному снижению веса.

Хорошие результаты дает увеличение двигательной активности в совокупности с отсутствием перекармливания. Кормить ребенка следует тогда, когда он сам об этом просит. Не желательно давать еду перед экраном телевизора: увлекаясь картинкой, грудничок съедает больше чем ему нужно.

Особенности ребенка 9 месяцев, при прорезывании зубов

Дентация – сложный этап в жизни младенца. Одни преодолевают его безболезненно, другие — с массой неприятных симптомов. К 9 месяцам у ребенка уже есть нижние и верхние резцы, и начинается прорезывание верхних боковых резцов. Поэтому многим родителям уже знакомы симптомы, сопровождающие процесс дентации:

  • чрезмерное слюноотделение;
  • нервозность;
  • отсутствие аппетита;
  • лихорадка;
  • боль;
  • покраснение и отек десен;
  • понос. ⠀
Дентация
В 9 месяцев у ребенка начинается прорезывание верхних зубов.

Для облегчения состояния ребенка можно использовать:

  1. Холодный прорезыватель, грызунки, соски. Эти приспособления охлаждают в морозилке, затем предлагают младенцу.
  2. Лекарственные средства. Нурофен или Парацетамол даются по рекомендации педиатра с целью снятия воспаления и обезболивания.
  3. Массаж десен. Родители чистым пальцем в напалечнике, смоченным водой, легко массируют десны.
  4. Гели с анестетиком. Их втирают в десны с соблюдением допустимой дозировки.
  5. Прикладывание к груди. Оказывает массирующее и успокоительное действие.

Если ребенок проявляет беспокойство длительное время, температурит и при этом зуб не прорезывается, его необходимо показать педиатру.

Видео по развитию ребенка в 9 месяцев

Евгения Январская

Дипломированный специалист по раннему развитию детей, высшее образование по специальности "Учитель начальных классов", заботливая мама троих детей. Я буду рада помочь вам в развитии Вашего ребенка на всем жизненном пути: от его нахождения в животике до половозрелого состояния!

Оцените автора
Всё о развитии малыша
Оставить комментарий:


Adblock
detector